Принцип перевёрнутой пирамиды широко используется в новостной журналистике, но его основы можно применить и в обычных текстах информационного характера. Коротко говоря, данный принцип предусматривает, что в начале своего текста автор цепляет читателя наиболее важными и интересными фактами, а ближе к концу дополняет их «побочной» информацией. Но давайте подробнее…
Что за пирамида?
Пирамида - классический метод изложения информации в статье, основанный на принципе «убывающего интереса» Применяющий его автор подает информацию так, что ее значимость уменьшается по мере движения от начала текста к концу, а также обратно пропорциональна объему текста.
Пирамида состоит из нескольких частей:
- Превью;
- Лид;
- Основа;
- Бэкграунт, бэк.
В тексте эти части очень наглядны благодаря логическим связям и делению на абзацы. Простота и понятность достигается за счёт достоверности, связности, логичности и лаконичности.
Превью содержит:
- заголовок, он должен в первую очередь цеплять читателя;
- подзаголовок, он должен вдогонку дополнять заголовок яркими фактами, обычно это не более 1 короткого предложения.
Лид - это короткий, но ёмкий по смыслу абзац, обычно это 2-3 предложения до 200 символов. В этой части текста следует подключить внимание читателя и начать вводить его в курс.
Основа - самая ёмкая часть текста, в которой раскрывается основная мысль.
Бэк - Мелкие подробности, дополнения, комментарии, авторский вывод и другая малозначительная для читателя информация.
6 главных вопросов
Текст, построенный по принципу перевёрнутой пирамиды, должен отвечать на 6 главных вопросов - Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? На первом месте обычно стоит Что? - «Что произошло?», а затем уже вопросы могут меняться в зависимости от важности. При этом важно понимать, что ответ на каждый вопрос - это факт, играющий большую роль, без его участия невозможно будет дать полное представление о событии.
Этот принцип широко развит в журналисткой деятельности, но копирайтеры применяют его уже на протяжении нескольких лет и в обычных текстах. Правда в не новостных материалах при составлении текста главных вопросов может быть не 6, а меньше, но это не главное. Главное - соблюдать общий принцип «убывающего интереса» при подаче информации.