К сожалению многих, копирайтеры — не телепаты, и просто заказать текст у них не получится. Представляем краткую шпаргалку для составления идеального ТЗ.
Блок 1: постановка задачи
Напишите в 1-3 предложениях целевую аудиторию и направление вашего бизнеса.
Неправильно: у меня есть хороший магазин и много желания продавать. У нас индивидуальный подход к каждому покупателю, но пока их очень мало. Хочу заказать текст такой убедительности, чтобы он привлек клиентов!
Правильно: мы — интернет-магазин антиквариата (ссылка). Наша ЦА — это клиенты с высоким уровнем дохода. Хотим увеличить прибыль.
Ссылка на сайт — практически обязательный пункт. Так копирайтер оценит ассортимент и изучит разделы. Если он пока в разработке, то дайте чуть больше информации, ведь автор ничего не знает о вашем деле!
Примечание: «простынь» будет читать малый % исполнителей. Старайтесь писать лаконично.
Блок 2: пример
На что опираться копирайтеру? Есть ли конкретная структура? Не самый обязательный пункт, но копирайтеру очень поможет.
Неправильно: хочу заказать текст от лучшего копирайтера, который будет легко читаться и понравится моим клиентам. Не знаю, как это сделаете, но вы уж постарайтесь, пожалуйста.
Правильно: нравится текст, как на этом сайте (ссылка) / нужна такая же структура (ссылка на сайт или документ Google) / пишите по плану (ниже план) / хочу списки, три Н2 и цитаты.
Блок 3: технические требования
Большая ошибка — надеяться в этих вопросах на копирайтера! Пишите конкретные %, если вам нужно их добиться.
Неправильно: чтобы Тургенев не ругался / приемлемый балл по Главреду / в пределах адекватного заспама.
Правильно: вода и заспамленность по Текст.ру в пределах зеленой или желтой зоны / читаемость по Главреду от 8 баллов.
Блок 4: ключевые слова
Ключи есть почти в каждом тексте, но как их использовать? Можно ли склонять, разбавлять, менять порядок слов? Если что-то из этого принципиально, то в ТЗ обязательно нужно отметить.
Блок 5: личные пожелания
Вы хотели текст, полный гипербол и анафор, а получили инфостиль? Это нормально, ведь характер и опыт автора проявляются на письме, часто не совпадая с вашим. Но копирайтер может «хамелеонить», поэтому оставить свои пожелания — явно хорошая идея.
Неправильно: хочу заказать такой текст про услуги от копирайтера, чтоб прям дух захватывало!
Правильно: структурированный текст с наличием списков (без канцеляритов, штампов, вводных слов).
А какой дедлайн?
От большего к меньшему:
- ♦︎. 72 часа. Большой срок — не гарантия качества. Часто копирайтер прокрастинирует и приступает за 3 часа до сдачи. При постановке дедлайна учитывайте возможную задержку на сутки (из-за доработки).
- ♦︎. 36-48 часов. Самый комфортный срок, позволяющий работать без суеты.
- ♦︎. 24 часа. Не лучший срок для начала сотрудничества, но вполне допустимый для постоянной работы. Да, копирайтер не тратит целые сутки на текст. Но на вечер он мог запланировать отдых, домашние дела или другие заказы (а у востребованного автора всегда есть очередь).
- ♦︎. 12 часов. Нежелательно (особенно, если заказать текст решили вечером).
- ♦︎. Меньше 10. Минимальные шансы. Часто встречаемая ситуация: срок сдачи — 2 часа, проверка — 72. Такие условия многие считают неуважением и не берут ТЗ принципиально.
Понятно желание заказать текст срочно, в связи с чем короткие дедлайны. На практике это приводит к обратному эффекту, поэтому рекомендуем повышать цену за 1000 знаков за срочность.
Что еще отвернет от ТЗ копирайтера?
Может, дело в следующем:
- ♦︎. Слишком мало информации. Копирайтеру тяжело работать, не зная требований и пожеланий. Как сделать описание компании, если о ней ничего не сказано?
- ♦︎. Слишком много информации. Порой на 500-символьную статью дается ТЗ на 2000 знаков. Понятно, что вы хотите учесть все нюансы, но в них можно затеряться и упустить из виду важное.
- ♦︎. Пренебрежительный тон. Неумелые копирайтеры оставляют свой отпечаток, из-за чего может казаться, что почти все авторы — глупые и невнимательные дилетанты. Презрительные и высокомерные фразы отвернут от заказа умелых исполнителей, а от «опасной» категории все равно не спасут.
- ♦︎. Категоричность. Фразы «если что не так, то сразу отказ!» не воспримутся с энтузиазмом. Копирайтеры не любят ультиматумов и приказного тона, и могут осознанно пройти мимо заказа. От безответственных авторов это также не спасет.
- ♦︎. Низкая цена. На изучение ТЗ, источников, вашего сайта нужно много времени. А на написание? Чем больше требований, тем выше должна быть цена.
Идеальное ТЗ — это баланс конкретики и лаконичности. А если есть что добавить, то ждем в комментариях.
Автор: SquaIo