Зачем нужно тире?
Инфо → Тестовые задания → Зачем нужно тире?В век высоких технологий, текстовых редакторов и прочих примочек мы стали забывать о важности правильного, грамотного письма. Всё чаще на различных форумах в интернете, в обсуждениях тех или иных статей мы натыкаемся на банальные орфографические ошибки программы первого класса, что уж и говорить о синтаксических. Согласитесь, как приятно общаться с человеком, который ясно выражает свои мысли? Порой глаз "режет" безграмотность! Отсюда и появляются различные мемы, фотожабы, приколы в социальных сетях. "Лингвистом можешь ты не быть , но грамотно писать обязан!" гласит одна из картинок в интернете. И это самый безобидный лозунг, что я нашла! Меня всегда восхищали люди с так называемым врожденным чувством грамотности, которые грамматических правил то не знают, но пишут без ошибок. Но таких, к сожалению, очень мало. Так давайте, переступив порог школы, не будем забывать о уроках русского языка, ведь 11 лет мы не просто так там протирали штаны?
По расстановке тире, запятых и двоеточий всегда можно определить уровень грамотности человека, многие пишут наугад, многие вовсе не ставят знаки препинания, ссылаясь на недостаток времени, остальные же заменяют развернутые предложения на короткие, с минимумом знаков препинания. И если вы не доктор филологических наук, давайте освежим нашу память и поговорим о тире. В русской письменности тире появилось, благодаря писателю и историку Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.
И так, тире ставится:
1) Между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например: Дина́мика (греч. δύναμις — сила) — раздел механики, в котором изучаются причины возникновения механического движения;
2) Между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например: Счастье каждого человека - быть независимой личностью.
3) Перед «это», «это есть», «это значит», «вот», если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например: Любовь - это когда тебя ни с кем не сравнивают, потому что знают, что лучше тебя нет;
4) Перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например: Надежду и пловца – все море поглотило. (И.А.Крылов);
5) Перед приложением, стоящим в конце предложения:1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить «а именно», например: Я не люблю это время года – сыро. 2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например: У меня есть немного денег – единственная моя надежда на завтра;
6) Между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например: Я раскрыл окно, желая вдохнуть свежего воздуха, – и замер от неожиданности;
7) Между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:Я царь – я раб, я червь – я бог. (Г.А. Державин);
8) Между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например: Солнце село – кончен день;
9) Между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например: Твой номер третий – жди очереди;
10) Для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например: Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить? (А.П.Чехов);
11) В качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя. (Л. Н. Толстой);
12) В качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (И.А. Крылов);
13) В качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:
О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы -
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда! (А.С. Пушкин);
14) Между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от… до»), например: Переписать от сих – до сих. Литературные памятники XI – XIV вв.;
15) Между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например: Неврологический синдром Пейтца-Егерса, физический закон Бойля-Мариотта.
Есть один нехитрый приём, с помощью которого можно проверить, нужно ставить их или нет: проговорите вслух то предложение, которое нужно написать. Там, где прозвучит длинная пауза, наверняка есть какой-то знак препинания. А вот чтобы узнать какой, вспоминайте правила. Лучше запомнить эти правила, чтобы не прослыть невеждой, что характеризует вас не с лучшей стороны.