Заказчик копирайтер: Практические советы для долгосрочных отношений
МненияСоздание текстов — это не только творческий процесс. Это работа — такое же оказание услуг, как в любой другой сфере. Поэтому важно выстроить отношения «заказчик — исполнитель» так, чтобы сотрудничество было для обоих выгодным и комфортным.
 Эта статья не будет в очередной раз напоминать, что текст должен быть авторским (без плагиата), грамотным (без ошибок) и содержательным (по теме, без «воды»). Речь пойдёт о том, как формировать отношения, причём как со стороны копирайтера, так и со стороны заказчика.
Эта статья не будет в очередной раз напоминать, что текст должен быть авторским (без плагиата), грамотным (без ошибок) и содержательным (по теме, без «воды»). Речь пойдёт о том, как формировать отношения, причём как со стороны копирайтера, так и со стороны заказчика.
Как общаться с заказчиком
Тем, кто выбрал профессию копирайтера, пригодятся следующие рекомендации:
Не навязываться заказчику
К своему статусу нужно относиться критически. Даже если вы — мастер своего дела, не надо это подчёркивать многократно. Достаточно описать свои возможности один раз. И лучше сразу переходить к подтверждениям на практике.
В отношениях с заказчиком не стремитесь навязаться. Не пишите письма, расхваливая себя. Не уподобляйтесь типичным торговцам, которые настойчиво рекламируют товар всем проходящим мимо. Если ваш «товар» стоящий — без внимания он не останется.
Не нужно врать
Возникли проблемы в быту или другие обстоятельства, которые мешают работе? Не нужно придумывать «отмазки». Лучше честно сообщите работодателю, что появились трудности, и обозначьте, сколько времени нужно для их решения. Помните: подвести человека вы можете максимум один раз, причём несильно. Если это повторится, вы начнёте терять уважение.
Не становиться «другом» заказчику
Отношения между сторонами должны сохранять деловой характер. Иначе возникнет неприятная ситуация: заказчик попросит внести доработки, а то и написать весь текст «по-дружески», «не в службу, а в дружбу» — бесплатно.
Любопытство в меру
Чрезмерная склонность к расспросам вредит продуктивному общению. Поэтому проявлять заинтересованность надо умеренно. Это поможет понять, насколько открыто человек себя ведёт, скрывает ли детали.
Условия работы
Когда и каким способом будет проводиться оплата? Будут доработки выполняться бесплатно или за отдельную плату? В каком формате отправить заказчику готовый файл? Всё это — условия предстоящей работы, и прояснить их нужно заранее, чтобы потом не приходилось спорить, когда процесс уже идёт.
Быть готовым к критике
Вы как копирайтер можете быть уверены, что сделали всё идеально. Но зачастую заказчик будет придерживаться иного мнения. Если у него появились замечания, если он недоволен содержанием или структурой текста, просит что-то переделать — реагировать на это нужно адекватно. Узнайте, что требуется исправить, и будьте готовы этим заняться.
Не брать неподходящую работу
Даже у разносторонних авторов есть ограничения. В каких-то темах вы можете не разбираться, потому что недостаточно опыта. Какие-то темы могут быть вам неинтересны. В этих случаях разумнее сразу отказаться от работы, чтобы не разочаровывать заказчика, а вместо предложенного задания взяться за другое, более подходящее.
Как общаться с копирайтером (исполнителем)
От грамотного подхода со стороны работодателя тоже многое зависит. Рекомендации, которых нужно придерживаться в отношениях заказчика с исполнителем:
Всё начинается с ТЗ (технического задания)
ТЗ — это текстовая инструкция или файл, где содержатся требования к тексту. Надо указать объём, технические показатели (уникальность, спам, тошноту, водность, штрафные баллы по сервисам проверки). Следует добавить списки ключевых слов и фраз (если это SEO-текст); кратко описать, о чём должен быть каждый блок. Чем чётче и понятнее техническое задание, тем меньше вероятность, что результат потребуется дорабатывать.
Сопроводительное письмо
Аспекты, не имеющие прямого отношения к ТЗ, лучше изложить в сообщении. Здесь можно кратко рассказать о своём бизнесе, добавить личные пожелания, резюмировать удачный или неудачный опыт сотрудничества с другими копирайтерами (если был). Это поможет исполнителю создать текст, соответствующий ожиданиям.
Не жалеть лишнюю «копейку»
Каждая сторона стремится к выгоде для себя. Важно не переусердствовать с этим. Если можете немного доплатить — за оперативность, за содержательность текста, за интересные факты — сделайте это. Так вы покажете, что взаимодействие с вами будет не только интересным, но и финансово привлекательным. Особенно это полезно на ранних этапах сотрудничества, при взаимодействии с копирайтером удалённо — в таком случае вы точно не испортите первое впечатление о себе.
Биржа копирайтинга Турботекст: преимущества
Площадка учитывает интересы обеих сторон, становится посредником между заказчиком и исполнителем. Дополнительный плюс — реферальная программа: благодаря ей можно приглашать знакомых к участию и получать пассивный доход.
Заказчикам предлагаются:
- 
Проверенные авторы. Исполнители сдают тест на профпригодность, их труд проходит избирательную проверку. 
- 
Конкурентные цены. Можно устанавливать стоимость на услуги копирайтера, исходя из ситуации на рынке и из своих возможностей. 
- 
Поиск постоянных копирайтеров. Доступно создание заказов для списка избранных и для отдельных авторов. 
Копирайтерам предоставляются:
- 
Большой выбор работодателей. Найти заказчика копирайтеру будет несложно. Причём найти сразу такого, который предложит подходящие условия. 
- 
Своевременные выплаты. Биржа выступает посредником, так что исполнитель не остаётся без вознаграждения, а работодатель — без текста. Спорные ситуации решают модераторы. 
- 
Поиск постоянных заказчиков. Можно отдельно создать белый и чёрный списки заказчиков, чтобы сразу получать уведомления — или игнорировать неинтересные задания. 
Вывод
Уважение друг к другу и стремление к взаимной выгоде — основа сотрудничества между заказчиком и исполнителем. Копирайтер должен критически оценивать своё мастерство, исключая навязчивость и сохраняя готовность к критике. Отношения между сторонами должны оставаться деловыми. Для заказчика важно составить подробное ТЗ, изложить дополнительные требования в сопроводительном письме, проявить достаточную щедрость.
Пример компетентного, беспристрастного посредника — биржа Турботекст, где работодатели и авторы находят друг друга. Условия выстроены так, чтобы обе стороны оказывались в плюсе. Можно отмечать избранных копирайтеров и создавать персональные заказы, формировать белые и чёрные списки заказчиков.
