Нейросети для SEO: задачи, которые решают, и риски
Маркетинг и продвижениеОптимизация страниц — повсеместно используемый способ борьбы с конкурентами за целевую аудиторию. Действовать вручную уже не нужно: сегодня нейросети для SEO становятся всё более полезным инструментом. А чтобы получить от них максимум выгоды, нужно знать, как с ними обращаться.
Как нейросети помогают в SEO
Всего несколько лет назад составлением текстов в рамках поисковой оптимизации (SEO) занимались команды специалистов. Однако искусственный интеллект продолжает обучаться всё более сложным целям. Сегодня нейросеть для SEO-оптимизации часто выполняет рутинные задачи, за счёт чего люди могут сосредоточиться на творческих и сложных аспектах работы.
Электронный ассистент проанализирует семантику страницы и составит любой текст по запросу, будь то информационная статья в блог или описание товара для маркетплейса. Далее расскажем, с чем справляется ИИ, как пользоваться подобными инструментами, что учитывать.
Задачи, которые решают нейросети для СЕО
Как правило, нейронкам поручают трудоёмкие задачи и всевозможную рутину. Эти виртуальные помощники справляются с теми же функциями, что сотрудники уровня junior или даже middle. Как нейросети могут помочь в оптимизации SEO? Вот основные задачи, с которыми могут справиться:
-
Собрать и проанализировать семантику, в том числе LSI-слова, первичную кластеризацию. Это важнейший этап подготовки к составлению оптимизированных материалов.
-
Написать сам текст на основе заданных ключевых слов. Описания, составленные для карточек товаров на Wildberries или Ozon с помощью нейросетей, так же как информационные статьи, рекламные страницы, описания товаров и услуг — уже давно не редкость.
-
Составить контент-план, подобрать темы для публикаций. При этом ИИ учитывает семантику и выбирает подходящие направления для будущих постов или статей.
-
Составить оптимизированные метатеги. Сюда входят в том числе заголовки (title), краткие описания содержимого страницы (description), сниппеты.
-
Провести SEO-анализ конкурирующих сайтов. Виртуальный ассистент определит, какие ключевые слова используются, как выстроена структура страниц, каково содержание метатегов.
-
Провести линкбилдинг. Благодаря AI SEO анализ ускоряется. Можно подобрать и проанализировать доноров для ссылок, сгенерировать тексты писем для установления связи с потенциальными клиентами, партнёрами и инвесторами.
-
Помочь с технической оптимизацией сайта. Искусственный интеллект протестирует скорость загрузки, найдёт ошибки в коде (при наличии), создаст карту сайта (sitemap).
-
Проанализировать большие информационные массивы. Будет легче выявить среди результатов парсинга паттерны, которые повторяются, и типичные ошибки.
Не нужно сразу начинать работать с семантикой и метатегами, которые предложила нейронка. Рекомендуется провести тщательную проверку. В некоторых случаях потребуется сформулировать промт иначе, чтобы релевантность результата оказалась выше.
Популярные нейросети для оптимизации
Виртуальные помощники, ориентированные на SEO, могут справиться каждая со своим спектром задач. Между этими нейронками есть определённая разница:
ChatGPT
Умеет распознавать контекст и общаться на многих языках, что упрощает составление текстовых фрагментов. Хорошо справляется с анализом и генерированием. Однако нуждается в постоянном обучении — иначе в какой-то момент выдаст ответ, не вполне соответствующий фактам.
YandexGPT
Собственная разработка российской компании, которая прошла обучение на примере реальных бизнес-задач. Лучше, чем конкуренты, разбирается в русскоязычном сегменте интернета. Умеет анализировать сайты, посты, комментарии, подборки новостей — и компоновать полученную информацию.
Claude AI
Отличается точными и логичными ответами. Умеет сравнивать несколько файлов между собой. В большей степени, чем конкуренты, подходит для работы с документами. По заключению многих экспертов, на 2025 год — лучшая нейронка в области генерации кода.
Google PageSpeed Insight
Специализированный сервис, который оценивает скорость загрузки страниц на компьютере или мобильном устройстве. Выявляет ошибки в программном коде. Даёт рекомендации: как оптимизировать страницу, сделать её эффективнее и полезнее.
Промты для SEO и текста
Вот примеры промтов, из которых нейронка получает подробное задание:
-
«Ты — SEO-копирайтер. Цель: сгенерировать Title и Description, отражающие содержание страницы. Создай 3 варианта Title (до 60 символов) и 3 варианта Description (до 160 символов). Убедись, что они содержат ключевые идеи из текста. Что обработать: [текст]». Здесь AI получает задание создать для страницы теги, которые будут точно отражать её суть. Причём указан размер (в символах), из которого нужно исходить.
-
«Сформируй структуру подзаголовков <h1>, <h2>, <h3> для текста о том, как выбрать фотоаппарат новичку». Результатом работы станет готовая структура текста из заголовков первых трёх уровней, что упростит создание будущего текста.
-
«Придумай кликабельный заголовок для статьи на основе поисковых запросов: {...}». Задача, при выполнении которой нейросеть генерирует готовый заголовок, способный привлечь внимание пользователей.
При составлении промтов нужно соблюдать несколько рекомендаций:
-
Максимум подробностей и условий. Чтобы получить оптимизированную статью, надо не только указать тему и список ключевых слов. Не лишним будет отметить объём, формат, стилистику, общий план структуры, описание целевой аудитории и решаемых задач. Чем больше инструкций получит нейросеть, тем ближе результат окажется к желаемому.
-
Движение от более приоритетного к менее приоритетному. Зачастую ИИ отдаёт приоритет деталям, которые упоминаются в начале инструкции. То, что упомянуто в конце, может учитываться в меньшей степени.
-
Ограничения (при наличии), или негативные промты. В них указывают, что надо исключить из готового текста: слова «наилучший», «максимальный» или другие.
-
Диалог везде, где он возможен. Так, боты, основу которых составляет ChatGPT, становятся полноценными собеседниками. Во время разговора с ними можно сделать задачу детальнее и глубже, попробовать различные решения.
-
Контекст (если он важен). В некоторых случаях от контекста сильно зависит, каким получится готовый результат, особенно если значение имеют характеристики или место проживания аудитории.
-
Этические ограничения. Их тоже бывает важно добавить в текст, если он касается здоровья или финансов — чтобы размещённый материал не провоцировал опасные действия.
Не всегда нужно заниматься составлением с нуля. В некоторых случаях можно брать за основу промты из готовых библиотек, предназначенных для SEO-сотрудников.
Риски использования нейросетей
Используя ИИ, нужно учитывать определённые факторы, чтобы не столкнуться с негативными последствиями:
Санкции Google и Яндекс
Если текст окажется переспамленным или будет идентифицирован как неестественный, составленный с помощью нейросети — страница, где он находится, получит штрафные баллы и не сможет на равных конкурировать с другими сайтами. Поэтому важно пользоваться сервисами для проверки, удерживать сбалансированные показатели текстов и редактировать их.
Нейросети врут
Искусственный интеллект генерирует информацию. Воспринимать полученные результаты нужно с определённой долей критики. Особенно если речь о фактах, которые должны соответствовать действительности. Если виртуальный помощник сообщил о чём-то в тексте — нужно проверить эти сведения на достоверность, прежде чем размещать их где бы то ни было.
Искусственный интеллект в виде нейросетей помогает при поисковой оптимизации, упрощая и ускоряя решение многих рутинных вопросов. Это касается семантики и анализа, подготовки структуры, составления и оптимизации текста, других вопросов. Популярны в русскоязычном сегменте интернета такие нейронки, как ChatGPT, YandexGPT, Claude AI, Google PageSpeed Insight. Правильно составляя промты и поддерживая баланс текста, можно облегчить решение задач, связанных с SEO, и исключить человеческий фактор.
