Почему на бирже так много заказчиков, выкладывающих ТЗ в общий доступ? Наверное, они все никак не найдут «того самого». И чтобы стать таковым, начать нужно с правильно выстроенного диалога.
Сначала читаем ТЗ, а потом берем в работу. Не стесняйтесь спросить заказчика в ЛС, если есть вопросы. Да, за это время ТЗ могут взять, но вас запомнят (и с большой вероятностью закажут статью через ИЗ).
Важно! Задавать вопросы, ответы на которые есть в топ-10 Google или Yandex, — явно плохая идея.
Если в процессе появились спорные моменты, задавайте их сразу (это черта профессиональных копирайтеров, в то время как новички боятся потревожить или показаться некомпетентными). Заказчик игнорирует? Тогда ваше право делать по-своему.
Разберем тройку уместных вопросов:
Ссылка на сайт, для которого пишем статью. Во-первых, вы узнаете больше о компании и ассортименте. Во-вторых, ознакомитесь с недавними публикациями. Уместно по стилистике приблизиться к тому, что уже было опубликовано (не путать со статьями годичной давности).
Пример идеальной работы. Без комментариев. Сделать так же = стать идеальным автором (конкретно в этом случае).
Нелогичные пункты ТЗ. Тошнотность 2% и 160 ключей — понятия несовместимые. Не всегда заказчик об этом знает, как и о других нюансах SEO-оптимизации.
Уместно спросить и ЦА (целевую аудиторию), куда идут статьи на заказ. «Сухая» подача сведет на нет процветание блога, креатив не дружит с уголовным правом, а скрупулезное объяснение, что такое поплавок, вызовет тоску на форуме бывалых рыбаков.
Не будьте навязчивы и не советуйте «как лучше». На начальном этапе это просто неуместно (а если по ту сторону КМ, ему вовсе нет дела до ТЗ).
А вот при постоянном сотрудничестве такие коррективы — только плюс. Объясните, что 200 нечитабельных ключей в точном вхождении уже неактуальны, а гениальность сервиса «Тургенев» несколько обманчива. У заказчиков разный уровень подготовки, и часто они знают меньше нюансов копирайтинга, чем вы.
Заказчик — не Бог, а копирайтер — не раб. Равно как и автор — не гений мысли, а клиент — не осел. Вывод: оценивайте адекватно друг друга. Не ведите себя высокомерно и не лицемерьте, пытаясь понравиться.
Взяли работу — сдайте ее в срок. На биржах, где нет тендера, можно отказаться и просрочить заказ почти безнаказанно, и это большая проблема. Отсутствие отзывов и минимальные колебания рейтинга — отличная почва для снятия ответственности.
Да, вы можете это сделать, а затем так поступит кто-то другой. В итоге заказчик уйдет туда, где больший % гаранта, и это плохо ДЛЯ ВСЕХ.
Если возник форс-мажор, скажите об этом сразу и не тяните до последнего. Пообещать, не выполнить и исчезнуть — безответственно и просто непрофессионально.
Наберитесь терпения и не торопите заказчика с приемкой. А дальше смотрите реакцию:
Принято на «4» или даже «2»? Не поленитесь спросить, почему. Даже если все оказалось очень плохо, уместно попросить новое задание (конечно же, с учетом замечаний).
Если заказ принялся «автоматом», не стоит забывать о сделанном. Напишите заказчику в ЛС: все ли понравилось? Есть замечания? Обратная связь после зачисления денег — +1 к уважению.
Если заказчика все устроило, почему бы не договориться о постоянных ИЗ? Просьба принимать работу раньше 72 часов здесь также будет уместна.
Заказчикам:
На плечи автора возлагается тяжелый и бесплатный труд по выяснению всех нюансов. Просто заказать копирайтинг не всегда достаточно: не игнорируйте письма и старайтесь открывать ЛС раньше, чем за 5 минут до сдачи.
Копирайтерам:
Заказчики — действительно занятые люди. Не ленитесь прочесть ТЗ (где зачастую все указано) и воспользоваться поиском (или форумом).
Не «грузите» вопросами, которые не относятся к делу. Если в ТЗ не указан балл по Главреду, то на 99% он не имеет значения. Как и то, сколько раз вы погладили кошку за время работы.
От автора:
Каждый заказчик/копирайтер ≠ краткосрочная прибыль/рабочая сила. Это шанс вывести разовую выгоду в комфортное сотрудничество на долгий срок. А таких шансов (небольшое послание из будущего) в скором времени прибавится.
Автор: SquaIo
Оцените ТЗ
Сначала читаем ТЗ, а потом берем в работу. Не стесняйтесь спросить заказчика в ЛС, если есть вопросы. Да, за это время ТЗ могут взять, но вас запомнят (и с большой вероятностью закажут статью через ИЗ).
Важно! Задавать вопросы, ответы на которые есть в топ-10 Google или Yandex, — явно плохая идея.
Заказ в работе
Если в процессе появились спорные моменты, задавайте их сразу (это черта профессиональных копирайтеров, в то время как новички боятся потревожить или показаться некомпетентными). Заказчик игнорирует? Тогда ваше право делать по-своему.
Разберем тройку уместных вопросов:
Ссылка на сайт, для которого пишем статью. Во-первых, вы узнаете больше о компании и ассортименте. Во-вторых, ознакомитесь с недавними публикациями. Уместно по стилистике приблизиться к тому, что уже было опубликовано (не путать со статьями годичной давности).
Пример идеальной работы. Без комментариев. Сделать так же = стать идеальным автором (конкретно в этом случае).
Нелогичные пункты ТЗ. Тошнотность 2% и 160 ключей — понятия несовместимые. Не всегда заказчик об этом знает, как и о других нюансах SEO-оптимизации.
Уместно спросить и ЦА (целевую аудиторию), куда идут статьи на заказ. «Сухая» подача сведет на нет процветание блога, креатив не дружит с уголовным правом, а скрупулезное объяснение, что такое поплавок, вызовет тоску на форуме бывалых рыбаков.
Советы «в сторону»
Не будьте навязчивы и не советуйте «как лучше». На начальном этапе это просто неуместно (а если по ту сторону КМ, ему вовсе нет дела до ТЗ).
А вот при постоянном сотрудничестве такие коррективы — только плюс. Объясните, что 200 нечитабельных ключей в точном вхождении уже неактуальны, а гениальность сервиса «Тургенев» несколько обманчива. У заказчиков разный уровень подготовки, и часто они знают меньше нюансов копирайтинга, чем вы.
Правильное отношение
Заказчик — не Бог, а копирайтер — не раб. Равно как и автор — не гений мысли, а клиент — не осел. Вывод: оценивайте адекватно друг друга. Не ведите себя высокомерно и не лицемерьте, пытаясь понравиться.
Оставайтесь верны обещаниям
Взяли работу — сдайте ее в срок. На биржах, где нет тендера, можно отказаться и просрочить заказ почти безнаказанно, и это большая проблема. Отсутствие отзывов и минимальные колебания рейтинга — отличная почва для снятия ответственности.
Да, вы можете это сделать, а затем так поступит кто-то другой. В итоге заказчик уйдет туда, где больший % гаранта, и это плохо ДЛЯ ВСЕХ.
Если возник форс-мажор, скажите об этом сразу и не тяните до последнего. Пообещать, не выполнить и исчезнуть — безответственно и просто непрофессионально.
Этап проверки и связь после принятия
Наберитесь терпения и не торопите заказчика с приемкой. А дальше смотрите реакцию:
Принято на «4» или даже «2»? Не поленитесь спросить, почему. Даже если все оказалось очень плохо, уместно попросить новое задание (конечно же, с учетом замечаний).
Если заказ принялся «автоматом», не стоит забывать о сделанном. Напишите заказчику в ЛС: все ли понравилось? Есть замечания? Обратная связь после зачисления денег — +1 к уважению.
Если заказчика все устроило, почему бы не договориться о постоянных ИЗ? Просьба принимать работу раньше 72 часов здесь также будет уместна.
Заключение
Заказчикам:
На плечи автора возлагается тяжелый и бесплатный труд по выяснению всех нюансов. Просто заказать копирайтинг не всегда достаточно: не игнорируйте письма и старайтесь открывать ЛС раньше, чем за 5 минут до сдачи.
Копирайтерам:
Заказчики — действительно занятые люди. Не ленитесь прочесть ТЗ (где зачастую все указано) и воспользоваться поиском (или форумом).
Не «грузите» вопросами, которые не относятся к делу. Если в ТЗ не указан балл по Главреду, то на 99% он не имеет значения. Как и то, сколько раз вы погладили кошку за время работы.
От автора:
Каждый заказчик/копирайтер ≠ краткосрочная прибыль/рабочая сила. Это шанс вывести разовую выгоду в комфортное сотрудничество на долгий срок. А таких шансов (небольшое послание из будущего) в скором времени прибавится.
Автор: SquaIo