Стыд – полезное чувство?

ИнфоТестовые задания → Стыд – полезное чувство?

Стыд – это очень интересное явление. С одной стороны (и это, в общем, подтверждается уже самими отраслями науки, в рамках которых происходит и происходило его, стыда, изучение), можно охарактеризовать стыд как нечто глубоко личное, внутреннее; как переживание, связанное с личным опытом. С другой стороны (и это тоже подтверждается с научной точки зрения, но уже с позиций антропологии – против философии и психологии), стыд абсолютно не имеет смысла в отрыве от общественного контекста. Это крайне легко доказать – если вспомнить об особенностях поведения малоразвитых народов, отнюдь не схожих с нами в вопросах демонстрации и сокрытия частей тела, к примеру.

Таким образом, стыд можно считать явлением, находящемся на стыке личного и общественного. Но какую же функцию он выполняет? Не будет ошибкой, очевидно, считать стыд регулятором – причем в той сфере, которую общество, в общем, оставляет на откуп сознательности. Сфера эта – мораль. Ведь именно общественная мораль дает правила поведения, представления о добре и зле – там, где в силу рациональности и целесообразности не действует закон, отсутствуют поддерживаемые и обеспеченные силой государственного принуждения нормы и понятия.

Полезность или бесполезность стыда, очевидно, имеет смысл именно в контексте общественной пользы (ведь, как мы выяснили, и сами базовые критерии для определения того, что именно стыдно, появляются именно из общественных отношений, связей). Стыд дает возможность индивиду избежать таких ситуаций, в которых его оценка окружающими и им самим будет негативной (пусть при этом и не влекущей осязаемых неприятных последствий, вроде штрафа или, тем более, лишения свободы на какой-нибудь срок). С другой стороны, и общество получает некоторую страховку от наблюдения за неприемлемыми поступками индивида, взаимодействия, сопряженного с негативными последствиями. Особенно это действенно, конечно, в ситуациях, когда в системе ценностей данного общества репутация (в том числе - деловая) занимает не последнее место, а правила и обычаи делового оборота и общежития соответствуют нормам, приемлемым для большинства.

Для общества, склонного к люмпенизации (и отдельных членов этого общества) понятие стыда упрощается – и чем дальше, тем больше, доходя до практически полностью животного поведения (а животным стыд не свойственен). Но для общества цивилизованного стыд может и должен быть значимым и действенным средством обеспечения комфортного и приятного существования.

Автор: Ivan Uspenskiy

Оценка: 4

Уникальность: 100 %

Дата публикации: 27.10.2017 13:32
Мотать страницу вверх