Как отказать человеку, не обидев его?

ИнфоТестовые задания → Как отказать человеку, не обидев его?

Как отказать человеку, не обидев его

Наша жизнь представляет собой практически непрерывный процесс общения с другими людьми: родными, коллегами, соседями, случайными прохожими. В ходе коммуникации зачастую собеседник обращается к нам с той или иной просьбой. Не всегда возможность в активном соучастии удается определить быстро и легко. Еще сложнее в случае отказа вести себя деликатно и непринужденно, не обидев собеседника и не испытывая при этом чувство вины.

Как правило, причинами неумения отказать в обременяющей просьбе являются низкая самооценка, нежелание портить отношения, боязнь утратить статус воспитанного человека, нерешительность, а порой и просто неумение защищать свои интересы. Взваливая же на себя выполнение чужих поручений, мы нарушаем собственные границы, тратим ресурсы и энергию. Если такое происходить регулярно, результатом становятся постоянный дефицит времени, стресс, подавленность и снижение качества жизни.

При этом люди, которые умеют отстаивать свое право на собственное мнение и личное пространство, пользуются значительно большим уважением в обществе, чем исключительно безотказные личности. К тому же они, как правило, более жизнерадостны и доброжелательны, так как живут в гармонии с собой.

Необходимо понять, что сам по себе отказ в просьбе не нарушает установленных норм поведения. При это редко у кого встречается врожденный дар дипломатии. Чаще всего этому нужно учиться, регулярно оттачивая свое мастерство.

Перед тем, как изучить способы корректного отказа, нужно раз и навсегда уяснить, что помогать другому нужно только тогда, когда это не идет в разрез со своими собственными интересами и возможностями. Человек вправе сам определять необходимость участия в решении чужих проблем. Поэтому в каждом конкретном случае следует понять истинную причину своего отказа. Это облегчит дальнейший диалог с собой. И только после того, как вы пришли к внутреннему решению, следует облечь его в гуманную для собеседника форму.

Рассмотрим возможные варианты корректного отказа.

  1. Сжатый, не подразумевающий обсуждений отказ. Уместен, если об одолжении просит малознакомый или достаточно близкий, но излишне навязчивый человек. В этом случае можно коротко и тактично отказать в помощи, при желании добавив лаконичный аргумент. При этом объяснения должны быть исключительно формальными и не погружать человека в тонкости вашей личной жизни.
  2. Аргументированный отказ. Применяется, когда, избегая ухудшения отношений, необходимо объяснить истинную причину своего поведения. В качестве доводов могут выступать отсутствие времени, собственные проблемы, другие планы. При этом веская и искренняя аргументация должна позволить избежать обиды и недопонимания.
  3. Компромиссный отказ. Используется, когда обстоятельства не позволяют выполнить поручение, но вы тем не менее хотите оказать свою поддержку просящему. Вы можете поучаствовать в ситуации частично или предложить собеседнику помощь в поиске других решений проблемы.
  4. Отсроченный во времени отказ. Применяется, когда существует необходимость подумать, насколько посильна возлагаемая на вас задача. Также его следует использовать в случае, когда ситуация требует основательной аргументации. Другими словами, вам потребуется время для размышления. Нужно отметить, что данный прием не терпит злоупотреблений. Лучше не прибегать к временной отсрочке, если вы изначально представляете форму и содержание конечного ответа. В таком случае лучше отказать в помощи сразу. Так вы избавите себя от мучительного ожидания объяснения и сбережете время оппоненту.

Существуют также дополнительные приемы вежливого отказа. Попробуйте поставить человека перед выбором или попросите выполнить услугу взамен. Можно также попытаться избежать самой необходимости отказывать. Для этого, предвидя нежелательную просьбу, следует заранее сослаться на чрезмерную занятость или плохое финансовое положение.

Чтобы отказ собеседнику был максимально корректным, в речи и поведении следует придерживаться определенных правил.

  1. Будьте спокойны и уверенны. В ходе беседы не оправдывайтесь, не пытайтесь занять оборонительную позицию, закрываясь от собеседника руками и опуская лицо. Избегайте также проявления недовольства и критики.

2. Будьте вежливы. Не обвиняйте и не высмеивайте просящего. Давайте только необходимые советы, избегая поучительных интонаций.

3. Эмоционально смягчите отказ. Выразите свое уважение к собеседнику, искренне посочувствуйте его ситуации, поддержите комплиментом.

4. Постарайтесь сохранить доброжелательные отношения с просящим. Всегда подчеркивайте, что невозможность помочь в конкретной ситуации никак не влияет на ваше расположение к человеку.

Следует отметить что существует особая ситуация, когда отказывать приходиться исключительно навязчивому человеку. В таких случаях придется немного пофантазировать и проявить нестандартность мышления. При этом можно предупредить о возможном неудачном исходе дела ввиду своей некомпетентности, сослаться на авторитет другого человека, попытаться соизмерить свои жертвы с выгодой просящего. В общем, сделать так, чтобы манипулятор сам отказался от дальнейших посягательств или же понял их неуместность. В общении с особо настойчивыми также подойдет прием «заезженной пластинки», когда слова отказа придется произносить несколько раз. Повторять спокойно и уверенно, не выискивая новых аргументов, до тех пор, пока просящему самому не надоест.

Выбирая способы вежливого отказа, необходимо учитывать все факторы: обстоятельства, статус просящего, его эмоциональную привязанность, реальную возможность откликнуться. Будьте мобильны и гибки, применяя вышеописанные приемы в ежедневном общении. Тогда вы сможете в совершенстве овладеть навыком грамотного отказа, станете увереннее и успешнее. Ведь в современном мире очень важно, не задевая достоинства другого человека, уметь отстаивать свои границы, интересы и право на личное мнение.

Автор: Иннокеша

Оценка: 4

Уникальность: 94 %

Дата публикации: 23.07.2017 15:31
Мотать страницу вверх