Стыд – полезное чувство?

ИнфоТестовые задания → Стыд – полезное чувство?

Является ли стыд полезным чувством? Ответом на этот вопрос может стать раскрытие самого понятия "стыд". Как известно, категории "совесть" и "стыд" близки друг к другу. Однако, если совесть - это качество и внутренняя характеристика человеческой личности, то стыд - лишь внешнее проявление этого качества. Исторически сложилось, что существуют так называемые "культуры стыда" и "культуры совести", и в этих разных по мировоззрению культурах эти явления имеют разные социальные функции и свойства. Так, например, для японца стыд перед обществом за тот или иной неблаговидный и неэтичный проступок важнее, чем угрызения совести, т.к. Япония - представитель "культуры стыда" (как и многие другие восточные страны), в то время, как европейская культура в большей степени относится к "культуре совести", в которой личные переживания индивида и наказание за них после содеянного куда важнее чем внешние, эмоциональные проявления этих переживаний. В "культуре стыда" стыд является индикатором наличия у человека совести, в "культуре совести" у совести нет конкретного индикатора, и здесь стыд не является сколь бы то ни было важным определяющим фактором, на основе которого можно делать выводы о степени совестливости личности.

Однако, стыд может проявляться не только когда человек считает, что совершил нечто дурное, но и тогда, когда он думает. что смотрится смешно или нелепо, или ведет себя несоответственно заданной обстановке. В данном случае стыд - лишь превентивное защитное средство психики индивида, осознающего гипотетические последствия своей "нелепости" в какой-то конкретной ситуации. Поступки, являющиеся причиной самого возникновения стыда, отличаются в значительной степени ввиду религиозного различия и особенностей "картины мира", а также от того, в каких условиях находится человек на данный момент. Так, к примеру, если белая женщина находится на территории Европы, она не может ощущать стыда от того факта, что ее голова непокрыта. Но та же самая женщина, путешествуя по территории теократической мусульманской страны, где религией и обычаями порицается ее обычный внешний вид (вплоть до административного наказания в зависимости от степени строгости нравов), будет ощущать невероятный стыд и постарается избавиться от него, слившись с толпой и примерив традиционный для данной местности наряд.

Что же касается такого понятия, как "стыдливость", то оно отличается от стыда в первую очередь тем, что проявляется не как кратковременное проявление, а, скорее, как врожденное и постоянное внутреннее качество. И в основе своей оно имеет те же механизмы, что и совесть. Но, в отличие от совести, стыдливость не предусматривает истинного и глубокого раскаяния или сожаления о поступках или словах, но предусматривает чувство неловкости от ощущения предстоящего стыда и социального порицания. Стыдливость больше всего культивируется как положительное качество в уже упомянутых "культурах стыда". Стыд для этих культур возникает лишь на том моменте, когда стало известно о поступке, но до этого времени этот механизм как бы "выключен" и единственным фактором является хотя бы внешнее соблюдение исторически сложившейся "стыдливости". Например, если девушку в мусульманской стране изнасилуют, то ее родственникам станет "стыдно" (что соответствует их представлениям о морали) лишь тогда, когда об этом узнают люди не из круга семьи. В связи с этим в многих странах и цивилизациях "культуры стыда" часто применяются варварские (на западный цивилизованный взгляд) обычаи, такие, как: убийство чести, практикующиеся в исламских странах после "позора" сексуального характера, изнасилования, добрачного секса, измены и т.д.), ритуальное самоубийство (сэппуку, харакири) и многие другие.

В целом, стыд является защитным механизмом, выработавшимся у человека в результате его социализации. И защищает он, прежде всего, от чрезмерного наказания, осуждения или изоляции со стороны общества за неправильные (с точки зрения общества) действия. решения и поступки. Проявление стыда как бы показывает, что оступившийся человек понимает свою ошибку. В то же время совесть является фактором, который может остановить его от совершения ошибок. Таким образом, стыд - это форма, а совесть - это содержание "социальной ответственности" личности за свои слова и деяния. И, безусловно, стыд является крайне полезным аспектом саморегулирования личности.

Автор:

Оценка: 3

Уникальность: 100 %

Дата публикации: 19.10.2013 19:52
Мотать страницу вверх