Откуда появляется жестокость?

ИнфоТестовые задания → Откуда появляется жестокость?

Парадокс заключается в том, что понятие жестокости достаточно трудно определить однозначно. Если, конечно, не рассматривать ее как проявление психического заболевания (и садизм как крайнюю форму).

Во всех остальных случаях можно выделить две большие группы:

- то, что признает проявлением жестокости абсолютное большинство населения;

- то, что воспринимает как проявление жестокости отдельный человек, который субъективно страдает, но это либо незаметно со стороны, либо воспринимается другими людьми как норма.

Субъективное восприятие

Это материя тонкая. Один искренне страдает от явных (или даже придуманных) проявлений того, что он расценивает, как унижение, оскорбление или жестокость, а другие считают, что «с жиру бесится», «нам бы ее/его проблемы».

Подобные ситуации возникают довольно часто.

В одних случаях «виновный» даже не осознает, что причиняет другому боль или обиду (как это делают дети, когда всей группой насмехаются над ровесником, а для него это может стать психологической травмой на всю жизнь). И некоторые взрослые в этом недалеко ушли от детей, особенно мужчины, у которых претензии на эту тему вызывают только раздражение. Точно так же чтобы понять, что такое апартеид, нужно испытать его на себе.

В других ситуациях психологическая (и не только) жестокость может быть появлением «синдрома швейцара», когда человек, вынужденный целый день кланяться и угождать, дома ведет себя как распоясавшийся барин. И наоборот, самые злобные начальники – домашние «подкаблучники».

Ну, и, конечно, важно понимать: то, что кто-то воспринимает, как жестокость, на самом деле может быть высшим проявлением заботы (например, родители не пускают в ночной клуб, слишком хорошо зная, чем это чревато, а ребенок считает, что родители жестоки, над ним издеваются и унижают перед друзьями и т.д.).

Роль в психологическом восприятии чужой боли играют и психофизические свойства, и даже темперамент человека (например, вечно страдающий меланхолик способен воспринять чужую боль как свою, а сангвинику это в принципе недоступно).

Во всех подобных случаях разобраться и, возможно, радикально улучшить жизнь и отношения способен специалист. Как минимум психолог. А иногда и невропатолога достаточно.

Очевидная жестокость

Здесь тоже все не так просто.

То, что сегодня кажется жестоким, в другие времена и при других обстоятельствах считалось нормой (например, рабство).

Даже если, например, все признают, что мучить, а тем более убивать животных жестоко, риторика сильно меняется, когда встает выбор между жалостью к бездомным собакам и риском (особенно для твоего ребенка) быть укушенным. Да и в целом человечество еще не ответило на вопрос что гуманней, обрекать живое существо на долгие страдания или разом их прекратить (споры об эвтаназии как раз из этой категории). И что гуманней, избавиться от раненых, больных или старых (как у некоторых кочевых народов) и спасти остальных или погибнуть всем вместе?

То есть, любая даже очевидная жестокость всегда подразумевает решение вопроса о ее оправданности.

Если же говорить именно о ничем не оправданной жестокости с причинением живому существу физических страданий, то это, скорее всего, проявление одного из трех факторов:

- эмоциональная глухота;

- скрытые собственные комплексы и страдания (которые проецируются на боле слабого, если не можешь ответить сильному) либо возможность в новых обстоятельствах отыграться за былые унижения (яркий пример – армейская «дедовщина»);

- принуждение обстоятельствами, которым человек по глупости попавший в некую структуру (криминальную группировку, деструктивную секту и т.п.) не в силах противостоять (а что касается лидера, - смотрим предыдущий пункт);

Из всего этого обсуждать стоит только появление эмоциональной глухоты, которая влечет все остальное. И здесь тоже развилка. Можно понять, когда таким человека сделали условия, в которых он формировался как личность: отсутствие воспитания и постоянная борьба за выживание с первых лет жизни. Хотя из таких детей, нахлебавшихся горя, иногда вырастают очень добрые люди, способные понять чужую боль.

А вот когда в нормальной, казалось бы, семье вырастает юный садист, тут 2 варианта: либо семья не настолько благополучна, либо, что становится в последнее время большой проблемой, это – прямой результат воздействия современного информационного общества.

Еще лет 50-70 назад кинофильм считался особо жестоким и имел возрастные ограничения, если в нем просто убивали 1-2 человек. Сейчас общедоступны фильмы с десятками трупов и смертью во всех подробностях, на которые нормальный человек смотреть спокойно не может. Но первая реакция ужаса и отвращения с каждым следующим подобным зрелищем постепенно притупляется. Сначала это естественная психологическая разовая защита организма, а потом и некий постоянный блок, хроническое восприятие этого кошмара, как чего-то само собой разумеющегося (то же самое и с фильмами ужасов). Но этот же распространяется не только на видеоряд, но и на собственные действия. И подобная бесчувственность - основа жестокости.

Кстати, именно из-за этого эффекта притупления чувствительности кинематографисты вынуждены придумывать все более отвратительные сцены, которые смогут пробиться через эмоциональный блок.

А что касается длительной погруженности в не менее жестокие компьютерные игры, то здесь механизм еще более страшный, - человек просто перестает различать реальный и виртуальный мир, грани стираются, чему способствует все более реалистичная картинка на экране. И человек просто не понимает, что «там» он сотнями убивал рисованных персонажей, а «тут» – единственного, но живого человека. Более того, игроманы, неделями не видящие живых людей, довольно быстро асоциализируются и ощущают себя в реальном мире настолько неуверенно, что хотят снова почувствовать себя героями, как там, где убивали врагов сотнями. Но только не понимают, что жизнь - не игра. И последствия будут тяжела не только для жертвы, но и для них самих.

В эту же копилку, - новые извращенные «ценности», привнесенные в российское общество извне с вполне определенными целями. И вот уже никаких авторитетов, - ни педагогов, ни родителей ни… Все они – помеха, на которую руку поднять уже не грех. А можно и вообще устранить, чтоб не мешали получить сразу и все, что захотелось.

Сложный вопрос, откуда берется жестокость. И не случайно все чаще слышится, что «не мы такие, жизнь такая». Но до тех пор, пока человек хотя бы старается оправдаться, он не безнадежен.

Автор: Nata020507

Оценка: 3

Уникальность: 100 %

Дата публикации: 12.03.2021 10:47
Мотать страницу вверх