Что нужно, чтобы спокойно встретить старость?

ИнфоТестовые задания → Что нужно, чтобы спокойно встретить старость?

Через пару месяцев мне стукнет шестьдесят. Достаточный возраст для того, чтобы задуматься о прошлом, да и о будущем тоже.

Не могу сказать, что размышляю об этом часто. Правда, иногда, обычно ночью, в голову приходят мысли о том, что в жизни удалось, а чего не удалось. Иногда вспоминаются поступки, за которые мне сейчас стыдно, но переиграть всё заново уже невозможно. Знаю, что об этом думают и другие. Мои родители, например.

Отец, когда ему исполнилось столько же, сколько сейчас мне, ушел на пенсию. До того он был начальником средней руки, решал какие-то производственные вопросы, и это наполняло его чувством своей нужности. И вот он остался не у дел. У него не то чтобы опустились руки, но, насколько я понимаю, он уже не видел особенного смысла в жизни — пусть всё течет, как течет, и нечего об этом думать. Иногда, когда требовалось починить что-то на даче, он говорил: «И так сойдет, на мой век хватит». Пил водку, получив очередную пенсию. Читал бесконечные детективы. Когда мать спрашивала, о чем была только что прочитанная книга, он не мог ответить — видимо, сразу же забывал сюжет, а может, ему просто не хотелось сделать усилие, чтобы вспомнить и сформулировать свою мысль. Хотя, если действительно припирало, он на той же даче делал нужное, и выходило у него это ловко и добротно.

Не думаю, что последние годы были для него спокойным временем. Скорее, временем бесчувствия, ведь дешевые книжки и алкоголь позволяли забыть о реальной жизни, приводили его в состояние отрешенности. Порой, вспомнив что-то из своего прошлого, он раздражался, и это продолжалось до тех пор, пока он не устраивался на диване с очередной книгой.

Моя мать, наоборот, выйдя на пенсию, развила бурную деятельность. Она занялась обустройством дома и дачи, образованием своей внучки, не теряла — и до сих пор не теряет — связь с бывшими сослуживцами и друзьями. Любая поломка бытовой техники, любой необдуманный мой поступок, любая ошибка или плохая школьная оценка внучки становятся поводом для ее беспокойства. Но это беспокойство не того рода, что временами испытывал отец, избавиться от которого он мог, лишь подавив его в своей душе. Ее беспокойство деятельное, оно направлено на то, чтобы привести окружающий мир в равновесие, сделать всем лучше, а раз лучше становится другим, то лучше и ей. Мы не всегда оцениваем ее старания, как они того заслуживают, но по прошествии какого-то времени неминуемо испытываем благодарность и понимаем, не отдавая себе в том отчет, что в ее беспокойстве и есть залог ее спокойствия.

Это кажется противоречивым лишь на первый взгляд. Ведь что по-прежнему дает ей силы жить активной жизнью? Беспокойство за нас, радость нашим успехам и огорчения от наших неудач. Это теперь суть ее жизни, ее смысл. Уйдя двадцать лет назад на пенсию, она нашла себя в новых обстоятельствах, ее не волнует то, что осталось в прошлом. Она примирилась и с жизнью, которая для пенсионера нелегка, и с собой, такой, какая она есть.

Вот в этом, как мне кажется, и кроется секрет спокойной старости. Нужно отпустить прошлое и жить настоящим.

Так что же мне делать в мои почти шестьдесят? Я уже никогда не стану рок-звездой, джазовым музыкантом или писателем, владеющим умами миллионов. Есть кое-какие заслуги в прошлом, но о них даже не хочется говорить — ну, было и было. Хочется идти вперед.

Тем более, техника развилась настолько, что поддерживать связь практически с любым уголком планеты не составляет труда, и уже сами эти технологии вызывают интерес. Хочется в них как следует разобраться, и ничто не может запретить мне работать хотя бы в этой сфере. Есть куда развиваться, и, хотя способности к восприятию заметно снизились, это делает задачу еще увлекательней.

Накоплен определенный жизненный опыт. Исходя из него, интересно наблюдать за другими людьми самых разных возрастов, в чем-то сравнивать себя с ними, прикидывать, как бы я поступил на их месте. И конечно, по-прежнему многому предстоит еще научиться в отношениях со своими близкими, чтобы не доставлять им излишнего беспокойства. Конечно, я и сам беспокоюсь о них, хотя в этом случае слово «беспокойство» я заменил бы на «заботу».

Думать о смерти, мне кажется, еще рано. «А смерть придет — помирать будем», — гласит народная мудрость. Чему быть, того не миновать, но прежде нужно успеть еще многое.

Автор: typer

Оценка: 4

Уникальность: 100 %

Дата публикации: 05.06.2020 03:27
Мотать страницу вверх