Можно ли заставить людей работать лучше?
Инфо → Тестовые задания → Можно ли заставить людей работать лучше?"Вы сумеете получить в жизни все, что захотите, если только поможете достаточному количеству других людей получить то, чего хотят они", - Зиг Зиглар.
Одна из важнейших тем, с древности волнующей человечество, заключается в побуждении человека к более производительному труду. Опыта в решении данной пробелемы накопилось немало, и современное понятие этого вопроса можно выразить термином "мотивация", понимаемого как силу, побуждающую человека к действию. Источник этой силы может располагаться как внутри, так и вне человека, и главное, чего должен добиться руководитель - понять, какими именно методами ему следует воздействовать на подчиненных.
Существует две категории мотивации:
1) Материальная: говорить о ее приоритетности и большей эффективности не всегда оправдано, но у нее есть такое свойство, как универсальность, ведь вне зависимости от материального положения работник предпочтет денежные поощрения и возможность использовать полученные средства по своему усмотрению. Многие работники даже готовы отказаться от нематериальных средст поощрения ради их денежного эквивалента. Все потому, что действие инструментов нематериальной мотивации предполагает их узкую специализацию: если абонемент на проезд в общественном транспорте возможно использовать только по назначению, то его денежный эквивалент - по желанию работника. Способами материальной мотивации могут служить оплата труда, премии, проценты от деятельности предприятия и бонусы. Но следует отметить, что система поощрений, основанная только на материальной мотивации не всегда приносит желаемого результата, ведь каждый сотрудник - личность, нуждающаяся не только в финансовом благополучии, но и в реализации своих жизненных ценностей и установок. Ввиду этого необходима также моральная компенсация, в роли которого выступают методы нематериального поощрения.
2) Нематериальная: ее основная сложность в том, что в этой области не существует конкретных схем, стандартные принципы нематериального поощрения следует корректировать и приспосабливать под каждый отдельно взятый коллектив. Индивидуализировать нематериальную мотивацию невозможно, особенно на предприятиях с большим количеством сотрудников, поэтому руководители используют усредненную модель мотивации, учитывая положение, которое занимает работник, и его основные потребности. Методов поощрения же очень много: от поздравления с днем рождения и похвалы за хорошую работу до совместных корпоративных мероприятий и предоставления различных льгот.
Подведя итоги, можно смело сказать о том, что использование методов поощрения обязательно для эффективной работы сотрудников любой организации. Ведь снижение экономического потенциала предприятия - следствие не ошибочных экономических расчетов, а недостаточной мотивации персонала.