Опыт или образование – что важнее?

ИнфоТестовые задания → Опыт или образование – что важнее?

Прежде всего, определимся с понятиями.
Русские словари и Интернет предлагают различное толкование этих слов.
Выбираем те, которые встречаются наиболее часто:
образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний, умений и навыков или должных быть повсеместно применяемы. (правильно "применимы" - примечание автора)
опыт - совокупность практически усвоенных знаний, навыков,умений в данной деятельности. ...
знание - совокупность сведений в какой-нибудь области
Сразу оговорюсь, что с такими определениями не совсем согласна: умения и навыки приобретаются опытным путем. На то они навыки и умения.

Однажды, много тысячелетий назад, человек понял, что он, в отличие от животных, умеет думать. И это было очень хорошо. Но стало еще лучше, когда отдельные представители человеческой расы научились задавать вопросы. Сначала себе. Не найдя ответа в собственном сознании, они обращались к соплеменникам. Постепенно в процесс поиска вовлекалось все больше людей. Иногда ответ удавалось найти, чаще – нет.

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, нельзя назвать безответным. Скорее наоборот: он содержит несколько вариантов ответа:
-Первобытный человек, дотронувшись рукой до языков пламени, почувствовал боль и понял, что открытый огонь опасен. Случайно приобретенный опыт принес новое знание. Исследуя далее процесс горения, он пришел к выводу, что на некотором расстоянии огонь не только безобиден, но и несет уютное тепло. Сегодня мы используем это знание во благо. Позднее человек невзначай уронил кусочек сырого мяса в костер. Он стал доставать мясо не руками, а палочкой; возможно, даже подождал, когда огонь погаснет, потому что уже знал, - пламя обжигает. Человек взял этот кусок в рот и почувствовал, что есть такое мясо легче, приятнее и, главное, вкуснее. Сейчас об этом знают даже маленькие дети. Таким образом, опыт дает новые знания.
-Знания стимулируют на приобретение нового опыта. Итальянский ученый Галилео Галилей, зная предположения Аристотеля о том, что быстрота падения тела зависит от его массы, решил проверить это экспериментально. Проверил. И сегодня мы знаем, что на Земле существует ускорение свободного падения, одинаковое для всех тел, независимо от их массы. Здесь знание первично, затем – опыт, в результате которого возникло новое знание.

Человечеству известно множество примеров, когда знания были получены путем логических рассуждений, которые невозможно проверить на практике. Это и парадокс близнецов, вытекающий из теории относительности Эйнштейна, и теоретическое обоснование новых разработок в нанотехнологиях, и уравнения Шредингера для квантовой механики, которые порой кажутся намного умнее нас. Новые знания подтверждается прежними или порождают будущие. Одни знания порождают другие. Человек становится умнее, образованнее. Поскольку, образование- это и процесс, и совокупность определенных знаний.

Весьма поучителен диалог, который можно нередко услышать. Допускаю, что многие из нас были или когда-нибудь будут участниками подобного разговора:
-Говорила мне мама, что не следует так поступать, ничего хорошего не выйдет. Не послушала ее, подумала тогда: «Все правильно делаю». И сделала по-своему. А теперь понимаю, напрасно не слушала. Не зря говорят: «На ошибках учатся».

-На своих ошибках учатся лишь дураки, умные – на чужих.

Жестоко, но справедливо. Любой опыт когда-нибудь кому-то пригодится. Поделюсь собственным. После института устроилась работать по специальности. С первых дней начались проблемы. Знания, полученные в вузе, помогали, но далеко не всегда, хотя студенткой была ответственной и добросовестно готовилась ко всем практическим занятиям. Кроме того, их катастрофически не хватало. Ночами перечитывала груды литературы, планировала предстоящий рабочий день. Но всего предвидеть невозможно. Домой возвращалась выжатым лимоном на подкашивающихся ножках. Ничего не оставалось, кроме удивления, что более опытные коллеги вели себя совершенно иначе. У них не возникало подобных забот. Поэтому выглядели они спокойно и уверенно. Искала объяснение своему удивлению в тех же книгах. Частично, что-то прояснялось. Время шло медленно, а я набиралась опыта. Выход из затруднительных ситуаций с каждым днем находился все быстрее и легче, словно в голове поселился некто, главная задача которого заключалась в том, чтобы найти для меня верное решение. Позднее догадалась, что это былтот самый опыт. А однажды поняла, что на работе отдыхаю. Нет, я добросовестно исполняла свои служебные обязанности, креативно подходила к каждому заданию, но рабочий процесс доставлял мне настоящее удовольствие.

Не очень давно среди менеджеров по персоналу провели опрос на тему «Что важнее: опыт или образование?» Большинство кадровиков (85%) ответило: «Опыт», 11% за первичность образования. Оставшиеся 4% остались в нейтралитете. Все верно. Работодатели ждут хороших опытных специалистах. Наличие документа об образовании в требованиях к будущему работнику при этом стоит на первом месте. То есть образованный и опытный.

Образование необходимо, чтобы знать, где найти нужную информацию, как проструктуировать ее и критически осмыслить. В процессе образования будущий специалист получает знания. Умения и навыки приобретаются опытным путем. Если человек знает, как достичь поставленную цель, но ничего не умеет, то стараться бесполезно. Нужно учиться. Если у него есть опыт, умения и навыки, то, рано или поздно, он покорит свою вершину. И чем раньше, тем лучше. А добрые знания никогда не помешают.


Автор: Надежда Российская

Оценка: 4

Уникальность: 100 %

Дата публикации: 09.12.2013 22:21
Мотать страницу вверх