Как отказать человеку, не обидев его?
Инфо → Тестовые задания → Как отказать человеку, не обидев его?Каждый человек в свое время сталкивается с просьбой, которую по каким-либо причинам не хочет или не может выполнить, но при этом не хочет обидеть просителя. Вне зависимости от категории обратившегося, (коллега, друг, сосед, член семьи, посторонний) не стоит забывать о нормах вежливости. Согласитесь, есть разница между вариантами ответа: «Нет, я не буду этого делать! Я занят!» и «Извини, но я сейчас не могу тебе помочь, у меня очень много дел. Если твоя проблема не слишком срочная, подожди, пожалуйста, пока я освобожусь». Чувствуется, что во втором варианте, отвечающий больше заинтересован в просителе, заметна готовность помочь. Также продемонстрировать помощь в отказе, можно направив просителя к другому человеку, который точно сможет помочь, или, объяснить, почему выполнение просьбы невозможно. Например: « Я не знаю как решить эту задачу. Попробуй обратиться к Н, он мне когда-то помог с подобным», или, «Извини, я не приеду к тебе чинить твой компьютер. Сейчас это невозможно, так как в нем надо менять детали, которых у меня нет, и я не могу позволить себе их купить. Если хочешь, я могу помочь тебе найти и установить нужные детали. Или подожди, пока они не появятся у меня в запасе».
Очень часто люди обижаются, когда их проблема не решена. Житель обижается на то, что вместо подробного и простого ответа на вопрос: «Когда будет ремонт?» - получила непонятные, красивые слова и протекающие трубы. Он согласен ждать довольно долго, но из-за ощущения, что трубы будут протекать, пока не развалятся, а не будут заменены к зиме, появляется обида. Поэтому, в любом случае, проблему стоит решить или объяснить когда и как проблема будет решена.
Есть еще люди, которые могут почувствовать обман или недомолвку в отказе. Тогда обида будет вызвана самим фактом обмана или умолчания. Поэтому при отказе, лучше быть максимально искренним с просителем, - это может помочь избежать лишних проблем.
Можно сделать вывод, что элементами отказа без обиды, являются: искренность, вежливость и заинтересованность в решении проблемы. В моей практике общения не было случая, чтобы после отказа, включающего все элементы, проситель был на меня обижен, независимо от его категории (брат, коллега, посторонний). Надеюсь, Вам это тоже поможет. Удачи!