Что такое педантизм?

ИнфоТестовые задания → Что такое педантизм?

В современном мире мы часто можем наблюдать различные типы поведения людей, которые существовали так или иначе во все времена. Вот только названия тех или иных характеристик человека могли меняться. Порой это даже не тип личности или характеристика таковой, а целое явление. К подобного рода явлениям можно отнести "педантизм". Так что же это такое? Давайте разберемся.

Если заглянуть в энциклопедические словари, википедию и прочие научные и научно-популярные источники, можно обнаружить общее в описании данного явления или свойства, как, например: излишний формализм в чем-либо. Чаще всего данное определение относится к поведению человека, к характеристике его отношения к чему-либо и жизненному кредо вообще. Исторически же и с точки зрения этимологии - слово "педант", относящееся непосредственно к человеку - имело значение "учитель" - в переводе с французского языка. Отсюда и (соответствующее характеристикам учителя) отношение педантичного человека к жизни. Можно также добавить, что есть еще некоторые интерпретации перевода слова "педант", синонимичные слову "учитель", пришедшие из других индо-европейских языков. Как, например, древнегреческое: "воспитатель, наставник" и т.п.,- что только усиливает семантику слова и, соответственно, всего явления - педантизм.

Исходя из этого, мы можем добавить, что педантизм несет в себе некие назидательные функции и особенности. Педантизм исключает часто то, что не входит в закрепленные им раз и навсегда нормы и правила. Здесь он сродни консерватизму, однако, может нести и противоположные ценности. Это принцип, отношение к миру.

Педантизм часто не проникает и в суть вещей, исключает дух. Однако, может делать упор именно на духовные ценности. Педантизм въедлив, непреклонен. Педантичный человек чаще всего докапывается до сути, только, при этом, настаивает именно на своей точке зрения. Ему важно соблюсти все нормы и правила, отстоять форму, формальность, соблюсти строго все, что необходимо, отточить, довести до совершенства. Педантизм не любит хаоса, непоследовательности, абсурда и внезапных перемен. В его сути должен быть четкий план, которому необходимо следовать неуклонно, с верой в те законы, которые считаются незыблемыми. Ставить под сомнение можно только в том случае все, что угодно, если в этом и заключается идея того, кто является педантом. В таком случае может раскрыться сущность изучаемого явления, его душа, основа. А если это не важно для дела и не соответствует общепринятым понятиям и нормам, которым подчиняется педант, - явление, предмет - изучается и используется с упущением своей истинной внутренней основы, сути, духа. Упор делается на другое, касаясь духа только косвенно.

Педантизм часто тормозит движение вперед, ставит препоны изменениям, эволюционным процессам. И уделяет внимание мелочам, несущественным деталям, отвечающим представлению о правильности формы, раз и навсегда закрепленной и усвоенной когда-то. Педант не любит отклонений от нормы, даже если они интересны и несут в себе прогрессивные тенденции. Педантизм нередко препятствует прогрессу. Это мелочная точность, скрупулезность, доходящая порой до абсурда, это внимание к тем моментам, которые связаны с соблюдением формальностей и застывшей косной формой того или иного объекта, явления, предмета, текста и т.п. Чаще всего - это просто слепое и упрямое следование правилам. А, если говорить, например, о тексте - буквоедство. Эта характеристика применима также к другим сферам в косвенном значении и синонимична в своей сути педантизму.

В чем-то педантизм важен и несет в себе потенциальные рычаги, ведущие к успеху. Если правильно применять педантичность характера, а также свойства педантизма, не упуская все самое важное и смотря вглубь явлений, можно пойти по пути прогресса и добиться успеха. Мелочность и упрямство, косность и неприятие всего того, что не входит в однажды утвержденное и заученное - не выход для тех, кто хочет добиться совершенства. Педанты часто хотят получить совершенство в предмете или явлении, однако, сами при этом препятствуют совершенствованию, углубляясь в несущественное для дела или сути, упуская самое главное, не видя то, что может двинуть процесс вперед, что может внести ясность и эмоцию, довести до сердцевины, помочь приблизиться к истинному совершенству.

Педантизм был во все века. Он проявлялся не только в человеческих индивидуальностях, характерах людей, а также и в архитектуре, живописи, разных явлениях и предметах. Впрочем, их тоже создавали люди, у которых были свои правила, свои учителя. Эти же люди становились учителями, вождями, лидерами, нередко педантично соблюдающими ранее установленные рамки и правила. И только те, кто менял рамки представлений, ломал какие-то устаревшие принципы, рушил правила и законы, мешающие на пути к прогрессу, - только те смогли избавиться от негативной сути педантизма и создать нечто новое для истории. И помочь также человеческому духу, если это вело к нравственности и добру. Тем не менее - педантизм в каких-то вещах мог помогать им - в закреплении некоторых принципов, которые - по их мнению - также способствовали движению в сторону прогресса, помогали человеческому духу обрести гармонию и чувство прекрасного, приблизиться к добру, любви, Абсолюту.

Наталья Шахназарова

Автор: Наташа Шахназарова

Оценка: 4

Уникальность: 98 %

Дата публикации: 03.11.2014 19:45
Мотать страницу вверх