Чего надо стыдиться?

ИнфоТестовые задания → Чего надо стыдиться?

Само понятие стыда, согласно энциклопедическому определению, это - «чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали и унижающих достоинство личности» (БСЭ).

В какие конкретно противоречия входит человек со своими внутренними устоями и что должно вызывать у него эти ощущения унижения - это и станет ответом на вопрос «чего надо стыдиться?» для каждого конкретного индивидуума.

Если подойти к проблеме масштабно, то за всю историю человечества, нет, пожалуй, вопроса, ответ на который подвергался бы столь глубоким трансформациям как в процессе эволюции человека, так и в зависимости от его региональной, религиозной и социальной принадлежности.

Жизнь, как известно, непредсказуемо вплетает в свою вязь человеческие судьбы. Жизнь эта у нас одна, и она - наш единственный шанс окрасить свое пребывание в этом материальном мире в палитре своих потребностей и своих представлений о собственном благосостоянии.

Понятно, что жесткий (простите за неологизм) «турбулент», называемый повседневностью, даже обладателей высоких моральных качеств, увы, иногда вынуждает идти на компромисс с самими собой. Разумеется, единичные эпизоды подобного «оппортунизма», не являются, основанием для «предания анафеме», но частое повторение подобных ситуаций у определенного контингента людей приводит, в итоге, к снижению планки нравственных запросов, а, порой, и вовсе - к конверсии критериев оценки собственных поступков и рассмотрению последних с единственной точки зрения их пригодности для себя любимого. ТО ЕСТЬ, ИМЕННО К ТОМУ, ОТ ЧЕГО ПОТОМ СТАНОВИТСЯ СТЫДНО. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ.

Это - обобщенно, а если в конкретике – то каждый человек сам формирует в своем сознании образ поступков и конкретных поведенческих акций, не вызывающих у него последующего чувства угнетенности содеянным. Согласно этому образу, он оценивает действия других и вырабатывает для себя тот индивидуальный люфт, который позволяет ему пребывать в зоне комфорта, даже в случае небольших погрешностей и отклонений от обрисованных им норм. Глобализация современного мира постепенно нивелирует дискретность ответов на вопрос "чего следует стыдиться?", сохраняя при этом множество ньюансов индивидуального подхода.

Для одного, даже неуважительное обращение к седовласому соседу (спровоцированное переутомлением или предшествующим конфликтом с начальником) может стать причиной сильного чувства стыда. У другого - нанесенные им серьезные телесные повреждения или материальные убытки партнера (опять-таки, имеющие место по его вине или в результате его умышленных действий), не вызывают даже легких угрызений совести.

Лично для меня определение того, чего надо стыдиться, сводится к весьма четкому и простому алгоритму. И состоит он из нескольких последовательных звеньев – ответов на следующие вопросы:

1) Не повлечет ли данное действие за собой какого-либо негатива (морального, физического или материального) для любого другого человека (вне зависимости от степени близости с последним)?

2) Не является ли мой поступок проявлением нечестности или несправедливости? При этом не важно, станет ли это когда-нибудь достоянием гласности или мое сознание – единственное хранилище этой информации.

3) Каковы причины моих действий (или наоборот бездеятельной пассивности)? Ведь если это – проявление слабости, лени, трусливости, алчности или простого недостатка воспитания (проявляющегося, например, грубостью или неблагодарностью) – это именно то, чего, на мой взгляд, следует стыдиться однозначно и всенепременно. Этого, по-моему, просто нельзя допускать. И не только из альтруистических соображений. Ведь то, чего мы стыдимся, и само чувство стыда, а потом и опустошенности, причиняет психологический вред, прежде всего, нам самим. Даже самые высокие цели не способны умиротворить наше собственное «я», если оно находится в разладе с нашими действиями.

Разумеется, прошедшие годы жизни давно поставили решения этих дилемм на автопилот, и я давно перестала задумываться над каждым из вышеперечисленных вопросов. Вместо меня это делает мой внутренний «цензор». Скорее всего, частично его деятельность детерминирована генетически благодаря тем высоким ценностям, которые несут мои родители, а частично – это плод качественного воспитания моего нравственного остова. Возможно, его («цензора») бесперебойная деятельность обусловлена еще и тем жизненным опытом, который мне удалось накопить в нашем полиморфном и не всегда справедливом мире.

Но как бы то ни было, Честь ему и Хвала! Ведь именно благодаря ему, мне не приходится испытывать чувства стыда, и я, по большому счету, нахожусь в перманентной гармонии с собой.


Автор:

Оценка: 4

Уникальность: 98 %

Дата публикации: 07.06.2013 15:06
Мотать страницу вверх